Выбираем — что выпускать?
Очень часто в ответ на вопрос «Что вы хотите выпускать на своем заводе?» — заказчики отвечают — «Все!». Молоко, кисломолочные напитки, творога нескольких видов, сгущенку, мороженое... В дальнейшем список как правило конкретизируется, иначе вложения в оборудование будут просто огромными.
Вместе с тем, когда я начинаю подбирать оборудование, я стараюсь его «зауниверсалить», то есть предложить такой вариант, на котором клиент сегодня может делать кисломолочную продукцию, а завтра расширить линейку и начать выпускать, к примеру, сыр. Заказчику сразу сложно понять, почему у него в оборудовании появляются единицы, которые прямо сейчас нельзя использовать на полную мощность. Я же смотрю на несколько шагов вперед и объясняю, что если купить эту емкость сейчас, то в дальнейшем — через год или два, когда захочется расширения, а это желание приходит всегда и к каждому клиенту — сделать это будет крайне сложно. Поэтому лучше сейчас предусмотреть «завтра». К примеру, есть желание делать только минимальный объем молока/кефира/йогурта — предлагаю ванну сыродельную, которую функционально в дальнейшем можно использовать на выработку сыров и творога.
Из последних примеров: клиент планирует делать только сыры, но имеет достаточно большое количество молока. В разговоре спрашиваю: «Утром сделали 2 варки сыров, а в ночь емкость пустая и есть возможность сделать любой кисломолочный напиток: кефир, йогурт, простоквашу и т.д. Хотите?». В ответ: «Конечно, хотим!». Тут же звоню в цех и даю информацию, чтобы предусмотрели техническую возможность в этой емкости и для напитков.
Так, был в моей практике заказчик, который пришел после того, как в других компаниях не смогли предложить устраивающий вариант. Был небольшой бюджет и желание выпускать максимальное количество продукции. Мы сделали предложение стартовать с достаточных объемов — не ждать, когда появится большая сумма денег, а начинать уже сейчас, чтобы выпустить продукцию, получить деньги и уже потом развиваться. Комплект оборудования был подобран таким образом, что с помощью организации труда, подбора ассортимента, подбора способа (технологии) производства продукта можно увеличить производительность на том, что есть. Она нас услышала, дело пошло.